Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

О новом учебнике литературы

Уважаемые коллеги! Сегодня очевидна необходимость воспитания гражданственности и патриотизма, национальной идентичности. Наряду с новыми школьными предметами, призванными формировать духовно-нравственную культуру учащегося, эту задачу должны решать дисциплины, традиционные для российского образования, в первую очередь – литература. Именно литература в наших школах всегда воспринималась как предмет воспитывающий, формирующий личность. Цели литературного образования, сформулированные в Государственном стандарте второго поколения и конкретизированные в Примерной программе основного общего образования по литературе, направлены на формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием.


Важнейшим результатом литературного образования должна стать способность ученика сознавать себя гражданином России, наследником её духовного богатства, глубоко ощущать неповторимость своей истории; ценить и уважать достижения иных культур, видеть положительные стороны взаимодействия родной культуры с высокими образцами зарубежной. Литература призвана служить национально – культурному самоопределению юного человека. Поэтому обучение литературе не может быть только изящно-эстетическим, художественно-творческим и т.д. Изучение литературы должно быть целенаправленным, идеологически оформленным.
Разнообразие современных программ и учебников по литературе, их высокое качество, кажется, уже не оставляют возможности для поиска новых вариантов организации обучения. Но такое впечатление обманчиво. Обновленные требования стандарта, педагогические инновации, традиции отечественной школы заставляют на фоне очень хорошего искать лучшее. Именно таким мне показался учебник А.В. Гулина, А.Н. Романовой «Литература. 5 класс». Данный учебник соответствует содержанию Примерной программы основного общего образования по литературе (Стандарту второго поколения), хотя есть и превышения (например, фольклор других народов, пьеса Островского «Бедность не порок» - 5 класс). Авторами разработана Примерная программа по литературе для 5-9 классов.
В 2010 – 2011 учебном году я приступила к апробации этого учебника. Хочу рассказать вам о его содержании и строении.
Думаю, было бы неправильно начать разговор об учебнике, не сказав ни слова об его авторах.
Александр Вадимович Гулин- доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН, член Союза писателей России. Он родился в 1958 году в г. Харькове, а с 1971 года живет в Москве. Главная область интересов Александра Вадимовича – русская классическая литература. Изучение словесности неотделимо в работах Александра Вадимовича от глубокого интереса к национальной истории. Участие в работе над учебником литературы соединяет в себе многолетние научные интересы и душевные увлечения А.В. Гулина.
Алёна Николаевна Романова родилась в 1969 году. Она является доцентом педагогических инноваций Костромского государственного института развития образования. Алена Николаевна – соавтор нескольких методических пособий, предназначенных учителям литературы. Любовь к литературе определила выбор будущей профессии. А любовь к музыке- главное увлечение на всю жизнь. Алена Николаевна и сейчас в составе фольклорно-этнографического ансамбля участвует в концертах и фестивалях.

В 5 классе ученик только начинает осваивать курс литературы. Строение и содержание учебника может оказаться для него непривычным. Учитель должен помочь ребятам правильно сориентироваться в материалах учебника. Так, непонятные слова поясняются в сносках, литературоведческие термины не только определены и пояснены примерами в основном тексте учебника, но и собраны в словаре. Кроме того, теоретико – литературные понятия в текстах статей выделены цветной (серой) подложкой, что позволяет обратить внимание ребят на термины; вопросы и задания к текстам и статьям также выделены цветной ( бежевой) подложкой.
В учебнике отсутствует маркированный текст при помощи знаков, цвета и шрифта. По мнению А.В. Гулина и А.Н. Романовой, «выделять заранее рамкой или шрифтом «главную мысль» в тексте статьи – не значит ли провоцировать школьника считать все остальное «неглавным» и читать это «неглавное» кое – как, а то и вовсе пропускать?» На мой взгляд, авторы правы, ведь у ребенка должны возникнуть свои ассоциации, мысли, которые сделают прочитанное каким-то близким, родным.
Основные принципы, которых придерживаются авторы – составители в изложении материала:
1) принцип историзма (последовательное освоение основных этапов исторического становления русской словесности: УНТ, древнерусская литература, классическая литература XVIII – XX веков);
2) принцип системности (не только последовательность в освоении материала и постепенное усложнение видов деятельности, но и взаимосвязь частей в составе целого, соподчиненность отдельных элементов в реализации общего замысла);
3) принцип избирательности (заведомая неполнота отбора литературных фактов и анализа литературных произведений, что позволяет освоить школьникам те произведения, которые слишком сложны для всестороннего изучения);
4) принцип проблемности (содержание всего курса представляет движение родной литературы, обращает внимание школьников на ее развитие во времени).
В программе доминирует линейно-хронологический подход.
В основе всего курса – последовательное освоение главных этапов исторического становления русской словесности.
В 5 - 6 классах ребята изучают русский фольклор и литературные произведения, в которых продолжаются традиции народной словесности.
Учебник 5 класса состоит из следующих основных разделов:
- Слово в фольклоре и литературе;
- Народное творчество;
- Детский фольклор;
- Загадки;
- Обрядовая поэзия;
- По следам обрядовой поэзии: народное восприятие природы и творчество русских писателей;
- Народные волшебные сказки;
-По следам народной сказки: жанр литературной сказки и его связь с фольклорным истоком;
- Сказки о животных;
- По следам сказок о животных;
- Животные в баснях;
-Животные в произведениях разных литературных жанров;
- Народная лирическая песня;
- По следам народной песни: песня в творчестве русских и зарубежных писателей;
- Пословицы и поговорки;
- По следам народных пословиц и поговорок: афоризмы и крылатые слова.
Как вы, наверное, уже поняли, основой курса в 5 классе является изучение фольклорных жанров детского фольклора, загадки, сказки, песни, пословицы и поговорки. Главный акцент делается на том, как в каждом фольклорном жанре проявляются идеалы и раскрываются нравственные качества народа.
Эстетическая и нравственная значимость фольклорных традиций раскрывается через подробное рассмотрение их восприятия и переосмысления писателями разных поколений.
В соответствии с принципиальными задачами линии в каждом разделе учебника изучение национальной словесности дополняется знакомством с фольклором и литературой народов России и зарубежных стран. Ребята знакомятся с баснями Эзопа, стихотворениями Р.Бёрнса и поэтов Японии и Китая, сказками Р.Киплинга, Г.Х Андерсена.

Дополнительные разделы учебника:
1) «Прогулки без присмотра».
В конце каждой части учебника помещены списки произведений для внеклассного чтения и фрагменты из них. Это произведения золотого фонда мировой классической литературы. Они собраны в «тематические гнезда».
В I части учебника раздел называется «В стране волшебства и чудес» ( «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, «Лафертовская маковница» А.Погорельского, «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, «Алиса в стране чудес» Р.Л.Кэрролла, «Приключения барона Мюнхаузена» Э. Распе).
Во II части учебника этот раздел предлагает путешествие под девизом «Да здравствуют приключения!» ( «Дети капитана Гранта» Ж.Верна, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойла, «Три мушкетера» А. Дюма, «Приключения Тома Сойера» М. Твена и др.)
2) «Размышляем о литературе вместе с героями детских книг».
Разговор о литературоведческих и эстетических категориях в непринужденной беседе с Незнайкой и его друзьями.
Рубрики учебника:
1) Биографические статьи.
2) «Книжная полка» (объемный перечень дополнительной литературы к тому или иному разделу).
3) «О словарях» (знакомство ребят с разными типами словарей).
4) «Учимся понимать язык искусства» (репродукции произведений изобразительного искусства).
5) «Творческие портреты» (встреча с творческими людьми, с талантливыми личностями, Например, в 5 классе статья о П.И.Чайковском помещена в разделе «Лирическая песня»);
6) «Биографические очерки о собирателях и исследователях народного творчества. Например, об А.Н. Афанасьеве, В.И.Дале, П.В. Киреевском и др.
Учебник имеет мультимедийное Приложение. Современный учебный процесс трудно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. В электронном Приложении представлены следующие разделы:
1) Книжная полка ( тексты для самостоятельного прочтения);
2) Упражнения ( четыре тренажера для проверки знаний учащихся);
3) Аудиозал (образцы фольклорных произведений разных жанров, примеры выразительного чтения литературных произведений);
4) Музей на экране (репродукции картин русских художников);
5) Литературная карта (здесь можно совершить путешествие по местам, связанным с жизнью писателей);
6) Об авторах ( здесь можно узнать об авторах этого учебника).
Главное, к чему стремились авторы учебника,- создать условия для доверительного общения с учебником, сделать книгу его добрым собеседником. В нем содержатся не только объективные и научно достоверные сведения по истории и теории литературы, но и выражено личное эмоциональное и оценочное отношение авторов к тем фактам и явлениям, о которых в учебнике рассказывается, в первую очередь – к писателям, чье творчество изучается.
Авторы – составители, вовлекая ребят в процесс размышления, учат их мыслить, судить самостоятельно о прочитанном. В статьях учебника представлены такие раздумья о литературе, которые часто выходят за рамки литературы и обращаются к вопросам жизни, человеческих отношений, судеб нашей страны. Тут важна роль учителя: он должен продолжить беседу с детьми, помочь ребятам увидеть связь искусства с действительностью и найти ответы на волнующие их вопросы жизни.
Темы, предложенные авторами ребятам для размышления, иногда опережают их жизненный опыт. Как пишет А.Н. Романова в «Методических рекомендациях» к учебнику, «это закономерно, ведь литературные произведения, которые мы с детьми читаем и обсуждаем, чаще всего написаны не для детей и безо всяких скидок на опыт юного читателя». И ведь, действительно, как показывает практика, детскому пониманию доступно порой куда больше, чем думают взрослые.
Особо хочется остановиться на предлагаемых авторами – составителями вопросах и заданиях к анализу художественного текста. Во – первых, они расположены в таком порядке, чтобы от частных наблюдений вести к общим выводам. Во – вторых, задания носят комплексных характер, способствуя не только запоминанию произведения, но и его осмыслению.
Приведу пример системы вопросов и заданий после изучения сказки Р.Киплинга « Рикки – Тикки –Тави».
1.Самостоятельно причитайте сказку Р. Киплинга «Рикки – Тикки -Тави».
2. При каких обстоятельствах мангуст Рикки – Тикки – Тави поселился в человеческой семье? (Вопрос на запоминание содержания сказки, умение выбирать нужную информацию на вопрос и сжато передавать смысл прочитанного).
3. Кто из обитателей дома и сада друзья, а кто враги Рикки? (То же).
4. Как мангуст отблагодарил людей за своё спасение? (То же).
5. Отметьте в тексте сказки слова, выражения, фразы, характеризующие Рикки –Тикки –Тави. Какие из них естественны для описания животного, а какие «очеловечены»? (Задание на умение работать с текстом, выбирать нужную информацию , осмысливать прочитанное, видеть роль деталей в тексте).
6. Охарактеризуйте других животных – персонажей сказки. Как вы считаете, их характеры получились «животными» или «человеческими»? ( То же).
7. Перечитайте сказку внимательно и подумайте, чьи чувства и размышления изображены автором более подробно: людей, живущих в доме, или мангуста Рикки? (Вопрос на развитие внимания, на умение формулировать собственную позицию).
8. Обратившись к энциклопедии и специальным изданиям, постарайтесь выяснить, насколько правдиво Киплинг изобразил внешность, повадки, поведение животных, обитающих в Индии (кобра, мангуст, птица-портной, змейка Карайт). (Комплексное задание).
9. В сказке описаны три сражения Рикки. Какому закону строения сказки следовал Киплинг в своем повествовании? (Вопрос, требующий знание теории литературы).
10.Попробуйте пересказать сказку от лица Рикки, Тедди или Дарзи. (Задание на развитие связной речи учащегося, на умение создавать пересказ от лица одного из героев произведения).
11. По вашему мнению, можно ли делить животных, обитающих на Земле, на плохих и хороших, злых и добрых, полезных и вредных, как это нередко делают сказочники?(Итоговое задание, требующее формулировки своей позиции с учетом позиции авторов, осознание связи литературного произведения с действительностью).
Ряд заданий в учебнике 5 класса снабжен подсказками. Это такие задания, которые представляют базовые способы работы с текстом и применяются на уроках литературы систематически:
-составление простого плана;
-составление сложного плана;
-подготовка сравнительной характеристики героев;
-подготовка характеристики героя;
-создание пересказов разных типов и т.п.
На мой взгляд, «подсказки» - удачная находка авторов – составителей учебника. Они очень помогают ребятам в выполнении разного рода заданий. Кроме того, «подсказки» являются большим подспорьем и для родителей, желающих помочь своим детям.
Особое место в учебнике занимают творческие задания. Их можно выполнять коллективно, индивидуально или в группах. Но каждое такое задание требует от ученика создания собственного «продукта»: иллюстрации, написания сочинения, разработки сценария, создания поэтической тетради и т.п. Так, в 5 классе ребята учатся создавать творческие работы различного характера:
- рассказ по картине;
- сочинение по картине;
- сочинение на тему «Мой любимый герой»;
- сочинение на проблемную тему;
- отзыв о прочитанном стихотворении;
- отзыв о фрагменте спектакля или фильма;
- сообщение на литературную тему.
Тут на помощь придут «подсказки». Приведу пример такой «подсказки». Ребятам необходимо написать сочинение по одной из картин В.М. Васнецова.
Подсказка.
Вам помогут следующие вопросы:
- На сюжет какой сказки нарисована эта картина? Что вы знаете об истории ее создания?
- Какой эпизод сказки выбрал художник и почему, на ваш взгляд, именно этот момент привлек его внимание?
- Что изображено на картине: на что прежде мы обращаем внимание, какие подробности замечаем постепенно?
- Какие вы заметили особенности в подборе красок, расположении фигур на картине?
- Что в картине притягивает взгляд зрителя, производит самое сильное впечатление, кажется особенным, необычным, больше всего запоминается?
- Какое общее настроение создает картина, на какие размышления наводит?
- Как вы поняли замысел художника: что стремился он «сказать» зрителю, какие чувства его волновали, чем он был увлечен, когда работал над этим произведением?
Учебник еще хорош тем, что авторы – составители предоставляют учителю возможность творчески подходить к изучению того или иного материала. С этой целью они не дают опережающих заданий. Учитель, зная особенности своих учеников, может любой проблемный вопрос, помещенный вслед за текстом, или учебный материал использовать как опережающее задание. Нет «жесткого нацеливания» при работе с художественным текстом.
В учебнике представлен богатый иллюстративный материал. Иллюстрации подобраны качественно, несут дидактическую нагрузку. Учитель может максимально использовать не только рубрику «Учимся понимать язык искусства», иллюстрации к произведениям, материалы электронного Приложения, но и то, что накоплено ранее. Объединившись с коллегами эстетического цикла, можно проводить интегрированные уроки.
Конечно, все материалы учебника и электронного Приложения задуманы авторами как помощь учителю и ученику в непростом пути изучения родной литературы. Я думаю, что авторам-составителям удастся сделать книгу любимым другом детей. По крайней мере, моим пятиклашкам этот учебник пришелся по душе. Да и не только им, но и родителям. Подтверждением этому являются совместные творческие работы. Надеюсь, что и вам, уважаемые коллеги, учебник А.В.Гулина и А.Н. Романовой покажется интересным, современным и гармоничным. Желаю успеха в нелегком труде!

                                                                                                                             Дунаева Г.В.