Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа стажировочной площадки

СОГЛАСОВАНО
Научный руководитель стажировочной площадки -
ректор КИНПО(ПК иПП)ССО, д.п.н., профессор
__________________Г.Н.Подчалимова

 

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «СОШ №5 г. Щигры
Курской области»_________ Л.Л. Чеснокова
 
Программа
стажировочной  площадки по проблеме  «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» в рамках реализации образовательной программы повышения квалификации «Создание оптимальных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования»
 
Категория стажирующихся: учителя начальной школы.
 
Проблема: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников».
 
Место проведения: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры курской области», 306510, город Щигры, ул.Красная, 44.
 
Ф.И.О. руководителя стажировочной площадки: Клевцова Елена Евгеньевна.
 
Ф.И.О. научного руководителя – преподавателя КИНПО: Кузнецова Елена Алексеевна
 
 
Пояснительная записка
Актуальность программы стажировочной площадки. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читая твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д. Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи).
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.
Универсальное учебное действие как психолого-дидактическоеявление имеет следующие особенности:
  • является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно;
  • организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
  • не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
  •  отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
  •  возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
  •  «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

 

Цель стажировки: раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения
 
Планируемые  результаты: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам введения ООП НОО, формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
 
Форма организации стажировки:
- презентация-анализ инновационной практики школы по теме стажировки,
- посещение и анализ учебных и внеклассных занятий;
- круглый стол, практикум, научно-практический семинар;
- проектирование основных компонентов программы формирования универсальных учебных действий и воспитания личности младшего школьника;
- самостоятельная работа стажеров над  проектами,
- презентация результатов проектирования.
 

Форма обобщения работы стажерской площадки: выпуск методического бюллетеня по результатам работы стажерской площадки, отчет о работе стажерской площадки.

Модули программы стажировки

 

№ п/п 
Перечень разделов и дисциплин 
Всего  
Всего часов аудиторной нагрузки 
Интерактивные лекции 
Семинар, практикумы, мастер-классы 
Самостоятельная работа 
М1. 
Нормативно-правовая база введения ФГОС 
4
   
М2. 
Круглый стол (представление стажерами опыта работы по теме стажировки, определение личностно-значимых целей обучения на стажировке) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Практика реализации программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» 
10 
 
 
 
 
 
10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
М3. 
Проектирование программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников»: ключевые задачи, планируемые результаты. Цели, задачи, содержание, технологии, условия организации. Требования к программе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальные консультации по запросам стажеров 
10

 
10
 
 
 
10 
 
 
 
 
Презентация стажерами результатов проектирования.  
2

 
 
 
 
 
 
 
 
Итого  
36

 
28 
 
 
 
 
22 
 
 
8