Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Структура и органы управления образовательной организацией

34534

Управление образовательной организацией МБОУ  «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области, муниципальными правовыми актами и Уставом на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В основу положена пятиуровневая структура управления.

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива утверждает план развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.

На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий Совет, Педагогический совет, Родительский совет, Общее собрание трудового коллектива, Обшешкольное родительское собрание.

Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных МО.

Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.

Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство.
В школе созданы органы ученического самоуправления, ученические организации. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.

Коллегиальные органы управления, их функции и полномочия

В  образовательной организации, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерции», сформированы коллегиальные органы управления: Управляющий Совет, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Общешкольное родительское собрание.

Управляющий Совет является высшим коллегиальным органом управления образовательной организации, представляет интересы всех участников образовательного процесса, реализует принцип государственно-общественного характера управления образованием и имеет управленческие полномочия по решению ряда вопросов функционирования и развития образовательной организации.

Компетенция Управляющего Совета:

  • участие в определении основных направлений (программы) развития Учреждения и создание в нем оптимальных условий осуществления образовательного процесса;
  • участие в разработке и утверждении стратегии финансово-экономической деятельности Учреждения: рациональное использование бюджетных средств и привлечение средств из внебюджетных источников, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;
  • реализация прав участников образоватеьного процесса на участие и развитие социального партнерства между всеми заилнтересованными сторонами образовательного процесса;
  • участие в создании оптимальных условий на осуществление образовательного процесса: выбор форм его организации в Учреждении, повышение качества образования, наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей населения;
  • рассмотрение вопросов и участие в создании здоровых и безопасных условий труда, обучения и воспитания в Учреждении.

Управляющий Совет имеет следующие полномочия и функции:

  • согласование режима работы Учреждения, в том числе продолжительности учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончаний занятий;
  • согласование стоимости и перечня платных образовательных услуг;
  • привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения, утверждение направления их расходования;
  • принятие Программы развития Учреждения;
  •  принятие основных образовательных программ;
  • согласование изменений и дополнений в Устав Учреждения с последующим представлением Учредителю для утверждения;
  • внесение предложений по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
  •  согласование профилей обучения на III ступени;
  • согласование списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, по представлению Педагогического совета;
  • принятие программы общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;
  • представление интересов Учреждения в рамках своих полномочий в муниципальных, общественных и иных организациях;
  • заслушивает информацию и отчёты руководящих и педагогических работников Учреждения, доклады и информацию представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения;
  •  рассмотрение жалоб и заявлений участников образовательного процесса Учреждения;
  • принятие решения о введении (отмене) единой формы одежды для обучающихся (школьной формы);
  • принятие решения по вопросам охраны Учреждения, создания условий для организации питания, медицинского обслуживания и другим вопросам, содействующих созданию здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Учреждении;
  • содействие деятельности методических объединений и профсоюзной организации;
  • содействие деятельности общественных, в том числе детских и молодежных организаций (объединений), действующих в Учреждении и не запрещенных законом;
  •  участие в подготовке ежегодного отчета о самообследовании Учреждения и его принятие;
  • внесение рекомендаций по стимулирующим выплатам работникам учреждения.

Состав Управляющего Совета:
Общая численность Управляющего Совета составляет от 17 человек:

  • избранные представители родителей (законных представителей) обучающихся – 7 человек;
  • избранные представители работников Учреждения – 5 человек;
  • избранные представители обучающихся II и III ступеней – 3 человека;
  • директор Учреждения;
  • представитель (доверенное лицо) Учредителя;
  • могут входить кооптированные члены и иные лица, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания и возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию Учреждения.


Трудовой коллектив  составляют все граждане, участвующие своим трудом в её деятельности на основе трудового договора. Полномочия трудового коллектива Школы осуществляются Общим собранием трудового коллектива.

 Общее собрание трудового коллектива:

  • взаимодействует с руководителем Учреждения по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в школе в формах, предусмотренных трудовым законодательством;
  • разрабатывает и принимает Устав Учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные акты Учреждения, регулирующие отношения трудового коллектива и администрации;
  • уполномочивает первичную профсоюзную организацию или иной представительный орган, иного представителя представлять интересы работников школы при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением;
  • инициирует создание в школе комиссии по трудовым спорам для рассмотрения индивидуальных трудовых споров;
  • принимает решение о путях рассмотрения коллективных трудовых споров;
  • решает иные вопросы.


Общее собрание трудового коллектива проводится не реже одного раза в год или по мере необходимости и считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины работающих в школе. Решение собрания трудового коллектива считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины присутствующих на собрании.
Иные функции и права Общего собрания трудового коллектива регламентируется Положением о нем.


Педагогический совет является коллегиальным органом управления.  Деятельность Педагогического Совета регламентируется Положением о нем.
В состав Педагогического совета входят: руководящие и педагогические работники школы, заведующая библиотекой, медицинский работник.
Заседания Педагогического совета проводятся не реже 6 раз в учебном году.
Заседание Педагогического совета считается правомочным, если на нём присутствует более половины членов. Решение Педагогического совета считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины присутствующих. Решения принимаются открытым голосованием.
В случае равенства голосов решающим является голос председателя Педагогического совета.
Руководит работой Педагогического совета директор.
Из числа членов Педагогического совета избирается секретарь, который ведёт на заседании протокол.
Решения Педагогического совета носят рекомендательный характер, а после издания приказа директора школы по реализации указанных решений становятся обязательными для исполнения.
Деятельность Педагогического совета регламентируется Положением о нём.
Документация Педагогического совета вносится в номенклатуру дел школы.

Педагогический совет:

  • рассматривает и утверждает план работы Школы на учебный год;
  • рассматривает и утверждает учебные планы Школы;
  • рассматривает и утверждает по согласованию с Учредителем годовой календарный учебный график;
  • утверждает рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • утверждает список учебников и учебных пособий в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;
  • принимает решение о системе оценки знаний учащихся;
  • принимает локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в Школе;
  • принимает решение о переводе учащихся в следующий класс, в том числе условном, а также – по заявлению родителей (законных представителей) учащихся – об оставлении его на повторное обучение в том же классе, о переводе в класс компенсирующего обучения, о продолжении получения образования в иной форме;
  • принимает решение о допуске учащихся 9, 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации, их выпуске из Школы по результатам государственной (итоговой) аттестации и выдаче документа государственного образца об уровне образования;
  • принимает решения о награждении выпускников 11-х (12-х) классов золотой или серебряной медалями и похвальными грамотами «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
  • определяет периодичность, формы промежуточной аттестации учащихся и периодичность и формы итогового контроля в переводных классах;
  • принимает решение об исключении учащихся из Школы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
  • принимает решение об открытии в Школе по согласованию с Учредителем классов компенсирующего обучения;
  • принимает решение (по согласованию с Учредителем) об организации индивидуального обучения на дому по общеобразовательным, специальным (коррекционным) программам, с согласия родителей (законных представителей) и по заключению клинико-экспертной комиссии и (или) психолого-медико-педагогической комиссии;
  • заслушивает информацию и отчёты руководящих и педагогических работников Школы, доклады и информацию представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со Школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения;
  • устанавливает по согласованию с Учредителем сроки проведения школьных каникул;
  • ходатайствует о награждении педагогических работников и учащихся Школы;
  • выполняет иные функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете Школы.


Методический совет:

  • координирует деятельность методических объединений Школы;
  • разрабатывает основные направления методической работы Школы;
  • формирует цели и задачи методической службы Школы;
  • обеспечивает методическое сопровождение учебных программ, научно-методических и дидактических материалов;
  • обеспечивает первичную экспертизу образовательных программ, программ развития;
  • организует консультирование сотрудников Школы по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
  • разрабатывает мероприятия по обобщению и распространению педагогического опыта творчески работающих учителей;
  • организует взаимодействие с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.


Общешкольное родительское собрание является необходимым компонентом системы образования, создаваемым с целью усиления роли родителей в процессе управления образовательным процессом.
Общешкольное родительское собрание – коллективный орган, состоящий из родителей (законных представителей), детей и подростков, обучающихся в Школе.
Общешкольное родительское собрание выбирает из своего состава председателя, заместителя, секретаря.
Созывается Общешкольное родительское собрание не менее двух раз в год.
Общешкольное родительское собрание вправе принимать решения при наличии на заседании не менее 2/3 его членов.
Общешкольное родительское собрание выполняет функции:

  • осуществляет мероприятия по укреплению материально-технической базы Учреждения, благоустройству и созданию в ней оптимальных санитарно-гигиенических условий;
  • вносит на рассмотрение руководителя и Педагогического совета Школы предложения по организации досуга учащихся во внеурочное время, по организации питания учащихся, по созданию безопасных условий жизнедеятельности учащихся, по вопросам взаимодействия педагогического коллектива с родителями учащихся.
 
Родительский совет. Для исполнения решений родительского собрания и осуществления постоянного сотрудничества с педагогическим и ученическим коллективами учреждения из числа родителей обучающихся в каждом классе избирается Родительский совет. Родительский совет класса состоит из 3-5 человек, избранных на родительском собрании. Из числа членов Родительского совета избирается председатель Родительского совета класса.
Родительский совет Учреждения формируется из председателей родительских советов классов. Председатель Родительского совета избирается на Общешкольном родительском собрании. Для координации работы в состав Родительского совета входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Родительский совет избирается на 1 год. Родительский совет подотчётен родительскому собранию и отчитывается не менее 1 раза в год.
Главные цели и задачи Родительского совета – объединить усилия родительского и педагогического коллектива Учреждения в реализации конституционных прав детей на качественное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
 
Основными видами деятельности Родительского совета являются:
  • участие в определении стратегии развития Учреждения на учебный год и перспективу;
  • участие в развитии учебно-дидактической и материально-технической базы чреждения;
  • участие в планировании внеурочной деятельности обучающихся (воспитательной и развивающей);
  • организация совместных (родителей с детьми) классных и школьных праздников, познавательных мероприятий, игр, походов, поездок и экскурсий;
  • участие в выявлении неблагополучных семей, а также семей, нуждающихся в социальной поддержке;
  • участие в защите прав детей, нарушаемых в семьях, через меры общественного воздействия на «трудных» родителей, сотрудничество с КДН, ПДН, органами опеки и попечительства, социальной защиты и др.;
  • определение и формирование спроса на дополнительные образовательные услуги как за счёт, выделяемых из бюджета, так и на договорных началах за счёт родителей.