Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

В школу или подождать?

altМногие родители задаются этим вопросом, не имея возможности самостоятельно проверить готовность ребенка к школе. Авторы книги «Школа домашнего мышления» доктор психологических наук Л. Венгер и кандидат психологических наук А. Венгер разработали методику, помогающую родителям соотнести требования школы с возможностями их ребенка. Не упустите время и воспользуйтесь семейным отдыхом, чтобы разобраться в этой важнейшей для будущего первоклассника проблеме. Итак, начинаем проверку!

 Умеет ли ваш ребенок слушать и выполнять указания взрослого?

Возьмите тетрадный лист в клетку и предложите ребенку «порисовать красивые узоры».

– Ты помнишь, где у тебя правая рука? Ну-ка вытяни ее в сторону. Куда она показывает? На дверь. Значит, когда я скажу провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери. А если налево, то в сторону окна. Длину линии определим по количеству клеток.

Теперь покажите ребенку, откуда нужно начать рисунок, и диктуйте:

– Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо и т. д.

При правильном выполнении диктанта должен получиться такой узор.

 alt

 

Если ребенок допускает ошибки, поправьте его: этот узор тренировочный. Главное, чтобы он понял инструкцию. Пусть самостоятельно доведет рисунок до конца строки. Затем диктуйте следующий:

– Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз и т. д. Дальше рисуй сам.

Ваша задача – дать ребенку три рисунка, не считая тренировочного. Вот они:

 alt

 

Как видите, описать их нашим методом вам будет нетрудно. По ходу рисования уже не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. После двух, трех повторений фигур диктовку прекратите, пусть ребенок самостоятельно продолжит узор до конца строки.

Теперь оценим результаты. Сначала работу по вашим указаниям: безошибочное воспроизведение с голоса – 4 балла, одна-две ошибки – 3 балла, свыше трех ошибок – 2 балла. Если ошибок больше, чем правильных участков, ставится 1 балл, если правильных участков нет вовсе – 0 баллов. Теперь сложите все баллы, полученные ребенком за каждый узор. К концу седьмого года, за 2–3 месяца до школы, эта цифра должна составить не менее 7 баллов. Оценки самостоятельного продолжения узоров обычно несколько ниже. Нормой можно считать 5 баллов.

Развита ли у вашего ребенка механическая память?

Вы зачитываете десять слов, не связанных между собой по смыслу. Большинство должно быть односложными, но 2–3 могут быть и двухсложными. Например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын.

Теперь попросите ребенка их повторить. Во время выполнения всех заданий ничто не должно отвлекать внимание проверяемого. Итак, малыш вспомнил несколько слов и уже никакие ваши подбадривания не помогают ему припомнить еще что-нибудь. Прочтите все слова снова и попросите его вспомнить и названные, и новые. Как правило, но со второго чтения ребенку не удается запомнить все слова, тогда вы читаете их третий раз, а если нужно – и четвертый. На листке фиксируете результаты всех четырех проверок. Пятую проводите через час после заучивания. О хорошей памяти говорят следующие показатели:

– с первого раза ребенок запомнил не менее 5 слов;

– в итоге (после 3–4 чтений) выучено 9–10 слов;

– за час забыто не более двух слов из выученных;

– по ходу выучивания не было провалов, когда ребенок после одного из чтений вспомнил меньше слов, чем после предыдущего. В большинстве случаев наличие провалов – признак нервного переутомления.

Чтобы получить объективную, а не случайную картину, проверку можно повторить через несколько дней с новым набором слов.

Развита ли у вашего ребенка логическая память?

Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова.

– Я буду говорить слова, а ты к каждому из них быстро сделай рисунок. Не важно, будет ли он хорошим, – главное, чтобы помог напомнить слова.

Для запоминания предлагается 10–12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Каждое следующее слово говорите только тогда, когда рисунок готов. Если ребенок говорит, что не знает, как нарисовать, объясните ему, что нарисовать, объясните ему, что нужна картинка, только напоминающая слово, а не воспроизводящая предмет. После выполнения всех заданий, рисунки забираются.

Через час-полтора, показывая каждый из сделанных рисунков, вы спрашиваете: для какого он слова. Не поправляйте ребенка, если он вспомнил неверно, а задайте дополнительные вопросы:

– Нет, тут было не «дети играют», а как?

– Игра!

– Правильно, а какая игра?

В оценке результатов главное: понял ли ребенок, что рисунки должны стать средством запоминания слов. Непонимающий этого уже в самом процессе рисования забывает заданное слово. Обычно в таких случаях рисунки бывают крупными и весьма подробными, с большим количеством деталей, не относящихся к заданным словам. Когда деятельность ребенка выглядит так, нет смысла давать ему весь список, достаточно двух-трех слов. Опосредованная память и способность к использованию психологических средств у таких детей развита недостаточно.

В шестилетнем возрасте встречается частичное понимание задания, то есть пока ребенок рисует (схематично, некрупно), он помнит заданное слово, но позднее воспроизвести его не может. Такой уровень приемлем, если до поступления в школу осталось не менее полугода и больше. Используйте эти занятия для развития способностей будущего школьника. Если же остается всего один-два месяца, то можно опасаться трудностей с запоминанием учебного материала. С первых же дней следите, насколько хорошо понимает и запоминает ребенок учебный материал, сразу же повторите объяснение, если оно забыто.

Трудности в выполнении этого задания могут быть обусловлены непониманием отличия слова от предмета, его обозначающего. Узнать это можно, предложив ребенку ответить на вопрос: какое слово длиннее? Предложите такие пары: карандаш – карандашик, червячок – змея, усики – усы, кот – котенок, хвост – хвостик.

Перед заданием непременно объясните ребенку, что слово – это не вещь. Его можно написать, но не съесть, не передвинуть, не потрогать (приведите примеры).

Если ребенок не различает слово и предмет, то выбирать он будет по зрительным представлениям (змея длиннее червячка).

Нормально развитый ребенок дает правильный ответ на вопрос: какое слово длиннее? Он может объяснить, что в нем «больше букв» или «к слову приклеен хвостик» (уменьшительный суффикс) и т. д.

Владеет ли ваш ребенок арифметическими операциями?

К концу дошкольных лет ребенок должен свободно пересчитывать предметы в пределах десяти, разбираться в понятиях «больше» или «меньше», «столько же».

Проверьте, может ли он складывать и вычитать. Возьмите коробок спичек и скажите:

– Здесь лежат три спички.

Затем покажите ему две и спросите: сколько их? Получив ответ, положите их в коробку и спросите: сколько теперь в коробке? Проделайте эту процедуру с разными количествами, затем скажите:

– В коробке – шесть спичек.

На глазах у ребенка выньте две и спросите: сколько осталось? Главное, чтобы содержимое коробки он не видел.

Ребенок должен уметь прибавить 1, 2, 3 к любому числу от 1 до 7, или вычесть столько же из любого числа от 4 до 10. Если счетные операции сформированы в пределах пяти-шести, то это тоже не страшно. Хуже, если ребенок вообще не способен проводить эти операции, не видя одного из слагаемых, – если ему обязательно нужно самому пересчитать спички, лежащие в коробке.

Готов ли ваш ребенок к овладению письмом?

Предложите ему нарисовать несколько узоров. Начальную их часть нарисуйте сами. Для этого задания используется нелинованная бумага. На этом рисунке показано, как выполняет задание ребенок, готовый к обучению письма.

alt

 

А вот так выглядят узоры, нарисованные ребенком, плохо управляющим движениями своей руки.

alt

 

 

 

Все предлагаемые задания должны выполняться не чаще раза в три-четыре месяца, чтобы оставаться для ребенка малознакомыми.

Л. Двиганцева (по материалам учительской газеты)