Профессиональная деформация личности. Можно ли себе помочь?
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Профессиональная деформация личности. Можно ли себе помочь?

Психологическая нагрузка в современной жизни очень велика. Педагогическая деятельность насыщена различными эмоционально напряженными ситуациями. После такого воздействия напряженных факторов у человека возникает снижение работоспособности, подавленность, разбитость. В отдельных случаях эмоциональная напряженность может достигнуть критического момента, результатом которого может стать нервный срыв, потеря самообладания и самоконтроля. Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение, негативно сказывается на здоровье. Еще немного переживаний и с нами - лучший друг - эмоциональное выгорание, а за ним - и деформация личности. Можно ли себе помочь?

Трудовая деятельность - это неотъемлемая часть нашей жизни, ведь большинство из нас ежедневно проводит на работе не менее 8 часов.

Неудивительно, что рано или поздно каждый работник может столкнуться с профессиональной деформацией - изменением качеств личности, которые наступают под влиянием длительных занятий профессиональной деятельности. Другими словами, каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Если профессиональные изменения расцениваются как негативные, то есть нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость к ежедневным жизненным событиям, то их следует рассматривать как профессиональные деструкции или деформации.

Согласно статистике, самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых напрямую связана с людьми. В этот список входят педагоги, HR-менеджеры, чиновники всех рангов, политики, медики, полицейские, а также психологи и руководители – от младших менеджеров самых разных компаний до генеральных директоров.

Профессиональная деформация представителей одной из самых мирных профессий - учителей - заключается в параноидальной мании, выражающейся в выискивании ошибок учеников там, где их нет. У «заболевшего» профессиональной деформацией педагога появляется авторитарность, выражающаяся в снижении самоанализа и самоконтроля. Также дает о себе знать и демонстративность, которая снижает качество педагогической деятельности и становится средством самоутверждения. Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, когда педагог зачастую не может себя держать в приемлемых рамках поведения. Приходя домой, такой педагог нередко начинает и действия близких людей оценивать по пятибальной шкале, раздражаясь из-за любой ошибки, допущенной родными.

Т. к. это профессия учителя  относится к типу «человек-человек», то для педагога, как правило, характерен частный случай профессиональной деформации – эмоциональное выгорание. Основной причиной профессионального выгорания педагога является необходимость проявлять чувство заботы об ученике. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя.

Стремление учителя поучать может отравлять жизнь и ему, и окружающим, если пустить ситуацию на самотек. Всем придется терпеть поучающие интонации, проскальзывающие в его голосе, его уверенность в абсолютной правоте и отношение к собеседникам, как к маленьким детям. В то же время, если учитель или преподаватель контролируют свое неуемное желание научить всех всему, то с ними очень легко, интересно и приятно общаться, ведь они делают это по-настоящему профессионально. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

В чем искать спасение

В список качеств, помогающих специалисту справиться с профессиональной деформацией, входят отличное здоровье и сознательная и регулярная забота о своем физическом состоянии, уверенность в своих способностях, возможностях и отсутствие потребности в их ежедневном подтверждении от окружающих, опыт успешного преодоления стрессов, умение быстро меняться при необходимости и чутко реагировать на настроения в коллективе. Кроме того, важны открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы, а также способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и в отношении коллег. Некоторые признаки и явления профессиональной деформации, вредные стереотипы, шаблоны поведения и оценки можно предупреждать путем их осознания, делая их видимыми ходе различных обсуждений и бесед с психологом или теми людьми, которым вы доверяете.

Что можно сделать?

Важно иметь увлечения помимо работы (хобби, семья, друзья) и уделять им достаточно времени. Занимаясь не связанной с профессией деятельностью, мы используем другие характеристики своей личности, как бы выравнивая свое развитие. Личные отношения, близость, теплота помогают «отходить» от трудностей профессии, отдыхать, получать поддержку. Кроме того, стоит периодически переосмысливать свое положение в профессии и стремиться к профессиональному развитию. В любой профессии возникают периоды стабильности, но если вы застоитесь как специалист, профессиональная деформация возникнет гораздо быстрее. Опасна также и обратная ситуация – слишком быстрый подъем по карьерной лестнице не дает времени на адаптацию психики. 

Необходимо научиться справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно снимать напряжение с помощью спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему.

Главная задача — добиться полной релаксации. Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами.

Очень важно четко разделять личное и профессиональное пространства жизни.

Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

Другими словами, человеку необходимо иметь помимо работы насыщенную и яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле он будет успешен.